вторник, 26 января 2016 г.

Практический способ применения риск-ориентированного мышления для выполнения новых требований ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Часть 1


В новой версии ГОСТ Р ИСО 9001-2015 говорится о том, что нужно применять риск-ориентированное мышление. Сразу отметим, что мы не будем говорить ни о документировании процесса управления рисками, ни об FMEA-анализе, ни о внедрении ISO 31010.
Первое, что нужно сделать, – это определить среду организации. Почему? В п. 6.1.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 говорится:
«При планировании в системе менеджмента качества организация должна учесть факторы (см. 4.1) и требования (см. 4.2)…»

 Это означает, что перед тем, как начать применение риск-ориентированного мышления, нужно определить среду организации. Данная деятельность потребует некоторого времени и должна проводиться с заданной периодичностью (например, ежегодно). Вы не сможете рассматривать риск-ориентированное мышление без определения среды организации в первую очередь.
Как определить среду организации? Мы предлагаем выполнить следующие 4 шага:
  1. Определить заинтересованные стороны – кто они и каковы из потребности и ожидания?
  2. Определить внешние и внутренние факторы на основе шага 1.
  3. Определить область применения системы менеджмента качества на основе шагов 1 и 2.
  4. Определить процессы СМК.
Итак, первым делом нужно определить заинтересованные стороны, которые пользуются вашей продукцией/услугами или влияют на систему менеджмента качества. Это хорошее дополнение к новой версии ISO 9001, поскольку в предыдущей речь шла в основном о потребителях.
Рекомендуем сделать простую таблицу и распространить ее по всем уровням управления компанией (начинать, разумеется, с высшего руководства).
Заинтересованная сторона Внутренняя или внешняя Причина интереса



Внутренними заинтересованными сторонами могут быть сотрудники, структурные подразделения компании, в том числе не охваченные СМК (например, финансовые службы, бухгалтерия).
Внешними заинтересованными сторонами могут быть потребители, поставщики, контролирующие органы, общество, конечные пользователи продукции/услуг вашей организации (если продукцию/услуги им поставляют или оказывают посредники, являющиеся вашими прямыми потребителями), органы по сертификации, конкуренты.
Вот пример заполнения таблицы:
Заинтересованная сторона Внутренняя или внешняя Причина интереса
Потребители Внешняя Напрямую получают продукцию/услуги
Сотрудники Внутренняя Отвечают за сбыт продукции и работу компании
Конечные пользователи Внешняя Продукция может быть перепродана прямыми потребителями конечным пользователями, которые заинтересованы в высоком качестве продукции/услуг
Поставщики Внешняя Обеспечивают организацию  вспомогательными услугами или сырьем
Контролирующие органы Внешняя Устанавливают нормативные требования на продукцию/услуги и систему менеджмента
Органы по сертификации Внешняя Оценивают соответствие СМК требованиям стандартов и отслеживают изменения в организации
Конкуренты Внешняя Ведут конкурентную борьбу за возможность поставки продукции нашим потребителям на лучших условиях
Мы определили внутренние и внешние факторы и выяснили, что заинтересованные стороны могут прямо или косвенно влиять на продукцию/услуги/СМК организации. На основе вышеприведенной таблицы теперь нужно определить вид факторов (проблем или ситуаций) и их степень влияния (положительную или отрицательную). Результаты можно занести вот в такую таблицу.
Внешний или внутренний Вид Фактор/проблема или ситуация Степень влияния




ГОСТ Р ИСО 9001-2015 предлагает нам рассматривать следующие факторы (как указано в примечании к п. 4.1):
  • внутренние факторы – ценности, культура, знания, результаты работы организации;
  • внешние факторы – законодательные, технологические, конкурентные, рыночные, культурные, социальные, экономические.
Отметим, что это рекомендуемые факторы, которые организация может учитывать. Этот список в вашем случае может быть больше.
Почему мы добавили столбец «степень влияния»? Об этом не говорится в стандарте, но на самом деле всё просто: это поможет определить риски и возможности в рамках риск-ориентированного мышления. Мы вернемся к этому позже, во второй части статьи.
По материалам http://www.oxebridge.com/emma/practical-implementation-of-risk-based-thinking-part-1/. Перевод и адаптация — Горюнов Игорь

1 комментарий: