среда, 12 октября 2011 г.

TQM - коцепция всеобщего управления качеством

Концепция тотального (всеобщего) управления качеством

     В 1951 г. американец А.В. Фейгенбаум выдвинул концепцию тотального (всеобщего) управления качеством - TQC. Система TQC наиболее широко внедрялась в Японии с применением статистических методов и вовлечением персонала в работу кружков качества.
 Сами японцы систему TQC именовали как TQCS, подчеркивая, что в основе TQC у них заложены статистические методы контроля. Идеологом этого подхода в Японии был Деминг. Японский союз ученых и инженеров в 1945 г. организовал научное общество контроля качества. Это научное общество учредило премию Деминга за развитие и распространение теоретических принципов статистических методов контроля качества. Этой премией награждались предприятия и отдельные лица, сделавшие вклад в развитие системы управления качеством. Все это позволило провести в Японии серьезные организационные перестройки в отраслях промышленности и создать комплексные системы управления качеством, позволивших сделать большой экономический и технический скачек, получивший название "Японское чудо".
     Суть TQC заключается в том, что появилась документированная система качества, устанавливающая ответственность и полномочия всех работников предприятия от директора до рабочего, а также их взаимодействие в области качества.
     Система мотивации стала смещаться в сторону человеческого фактора. Материальное стимулирование уменьшилось, а увеличилось моральное стимулирование. Главными мотивами качественного труда стали работа в коллективе, признание достижений коллегами и руководством, забота фирмы о будущем работников, их страхование и поддержка семей. Все больше внимание уделяется учебе. Особенно в Японии и Корее.
     Концепция TQC в разных странах внедрялась по разному. Хотя идея TQC зародилась в США и Европе, но европейцам и американцам пришлось впоследствии учиться у Японцев.
     Система взаимоотношений поставщик - потребитель потребовала внедрение сертификации продукции третьей стороной. Более серьезные стали требования к качеству в контрактах и более ответственные гарантии их выполнения.
     В Японии в 1967 году на 7 симпозиуме по управлению качеством были сформированы шесть особенностей Японской системы управления качеством:
     1. Всеобщее управление качеством на уровне фирмы, участие всех работников фирмы в управление качеством.
     2. Подготовка и повышение квалификации кадров в области управления качеством.
     3. Деятельность кружков качества.
     4. Инспектирование и оценка деятельности по управлению качеством (премия Деминга). Проверка деятельности руководства.
     5. Использование статистических методов.
     6. Общенациональная программа по контролю качества.
     Основным инструментом в реализации комплексного управления качеством стали кружки качества по 5 - 10 человек организационно оформленных групп работников для совместного обучения и применения статистических методов контроля качества и решения проблем, возникающих  на конкретном рабочем месте. На этой основе была создана Японская модель управления качеством - всеобщий контроль качества, представляющий собой единый процесс обеспечения качества на фирме, выполняемый всем персоналом от президента фирмы до рабочего. Важную роль в развитии статистического контроля качества (SQC) и перехода к всеобщему контролю качества (TQC) сыграла система подготовки кадров. В Японии японским союзом ученых и инженеров (ЯСУН) были разработаны единые программы подготовки кадров для всех уровней, включая президента фирмы, членов правления, директоров распорядителей, начальников отделов, участков, инженеров, мастеров, организаторов и членов кружков качества, производственных рабочих, работников отделов сбыта и материально-технического снабжения. Ежегодно программы обучения корректировались. Некоторые фирмы имели собственные программы обучения.
     В это же время К. Ишикава предложил диаграмму причинно-следственной связи (диаграмма Ишикавы) и круг качества.


1 комментарий: